История
Виртуальный тур
Виртуальные выставки
Афиша
Контакты
Купить билет
ИСТОРИЯ
Все экспонаты музея с большой точностью отреставрированы в музейных мастерских
Военно-технический музей - это уникальное место, где можно увидеть более 400 автомобилей, вездеходов, танков, мотоциклов, механизмов и вооружений XX века.
95% выставленных образцов находятся в отличном рабочем состоянии! Невзирая на весьма почтенный возраст, они постоянно принимают участие в демонстрационных выездах. Музейная коллекция спецтехники вообще уникальна: образцы вездеходов конструкторского бюро завода имени Лихачева сохранились в единственных экземплярах. И только в Военно-техническом музее можно увидеть полную коллекцию пожарной техники, начиная с насоса Густава Листа 1900 года. Коллекция автомобилей «Форд» 1906-1926 годов выпуска, лендлизовские «Доджи», автомобили советского такси, где первый вариант зарождающейся службы авто-извоза представлен фаэтоном ГАЗ А 1932 года – и еще десятки интересных машин.

С музее имеется бесспорно раритетный экспонат – единственный в мире летательный аппарат нового типа, разработанный конструкторским бюро под руководством Льва Щукина в 80-ые годы прошлого века, ЭКиП. Та самая рукотворная «летающая тарелка», технические характеристики и возможности которой так актуальны сегодня: взлет и посадка с 500 метров любой ровной поверхности, а топливо – аквазин!
Если вы в поиске активного, семейного, интересного и познавательного отдыха – то это, бесспорно, к нам, в Военно-технический музей! Для детей и взрослых, любителей техники и знатоков истории, поклонников отечественного автопрома и тех, кому комфортнее европейские авто – для всех у нас всегда экскурсионные, интерактивные, военно-спортивные программы и знаменитая музейная полевая кухня!
Главная аллея завода начало 1950-х
ЗиЛ – столичный автозавод, в истории которого весь драматизм XX века: гибель Российской империи, становление советской власти, Великая Отечественная война, исчезновение Союза Советских Социалистический Республик. Национализированный советской властью в 1918 году, в 1992-м вновь станет частным предприятием, а в 2019 году ООО «АМО ЗИЛ» был официально ликвидирован. История поколений, создававших автомобильную гордость страны, сегодня сохранилась в разрозненных по музеям коллекциях. А история политических событий – в череде названий.

В 1916 году это ремонтно-производственные мастерские «Товарищества на паяхъ Автомобильнаго Московскаго завода». Отсутствие в царской России автопарка сказалось в неудачах в Первой мировой войне. Правительство, Главное Военно-техническое управление (ГВТУ) и «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко» заключили договор на поставку машин. Для обеспечения производственной базой было определено приобрести оборудование и отстроить цеха в Тюфелевой роще Москвы. 2 августа 1916 года во всех календарях стало событием закладки будущего советского автогиганта.
Революционная ситуация и сами события октября 1917 года внесли свои коррективы. Эмигрируют купцы-старообрядцы братья Рябушинские, уедет банкир Кузнецов, а сам император отречется от престола. В такой круговерти ломаются не только планы. Понимая всю важность создания производственной базы государства, советская власть экспроприировала собственность бывших акционеров и декретом от 15 августа 1918 года ВСНХ объявил всё имущество собственностью республики. Теперь это завод «АМО».
FIAT-15
30 апреля 1923 года заводу АМО было присвоено имя итальянского профсоюзного деятеля Пьетро Ферреро. Так Советский Союз выразил свою солидарность с итальянскими революционерами в борьбе за права пролетариата. Пьетро Феррери был секретарем Туринской Федерации работников металлургической промышленности и участник «забастовки скрещённых рук» на итальянском заводе «Фиат», продукция которого так хорошо была знакома рабочим АМО – именно полуторатонные FIAT-15 собирались на заводе из закупленных еще Рябушинскими машинокомплектов.
Вы родились под автомобильной звездой, — сказал ему Форд.
Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми…
В 1925 году название АМО было упразднено, на смену ему пришел 1-й ГАЗ - Первый Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором завода становится Иван Алексеевич Лихачев. Автомобили стали его страстью еще с начала Первой мировой войны. Будучи моряком Балтийской флота Лихачеву пришлось закончить шоферские курсы, которые и определили всю его будущую жизнь. Кстати, у него была встреча с Фордом-старшим! Иван Алексеевич ездил в Америку изучать опыт промышленного производства автомобилей и работал на одном из фордовских заводов.

Иван Алексеевич Лихачев
Иван Лихачев сделает все, чтобы его завод получил мировое признание. Уже 25 октября 1931 года на заводе будет пущен первый отечественный сборочный автомобильный конвейер. Только это уже с 1 октября - Завод имени Сталина, то есть ЗиС.

Спустя четверть века 26 июня 1956 года имя предприятия будет звучать как Московский дважды ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачева.

Именно с этим именем и этим названием навсегда будут связаны истории легендарных правительственных лимузинов.
Музей АЗЛК. 1980-е годы
У Московского Автомобильного завода имени Ленинского комсомола сегодня только прошлое – в 2007 году АЗЛК, ставший к этому времени ОАО «Москвич», полностью прекратил своё существование. Перспективы у малолитражных отечественных авто были многообещающими, но, к сожалению, экономическая ситуация сложилась не в пользу этого вида автомобилестроения. В Военно-техническом музее представлены образцы, относящиеся к периоду истории завода, когда имя его звучало как МЗМА – Московский Завод Малолитражных Автомобилей.

Итак, завод изначально задумывался как автосборочное предприятие в помощь Горьковскому автомобильному заводу. Кстати, в договоре от 31 мая 1929 года между ВСНХ СССР и компанией Форда буквально было прописано: «№1 в Нижнем Новгороде и №2 в Москве». Возведение первых корпусов Московского завода началось летом 1929 года, а к зиме стройку объявили ударной. Настолько ударной, что уже 6 ноября 1930 года состоялся торжественный пуск завода.
Под гром аплодисментов директор завода Федор Михайлович Пудков вывел с конвейера первый легковой Форд-А. До 1 мая 1939 года завод будет собирать ГАЗовские автомобили Ford A и Ford AA.
КИМ 10-50 образец 1940–41
Первые собственные малолитражки Московского завода КИМ страна увидит на первомайской демонстрации 1941 года (кстати, их и сегодня можно увидеть в фильме «Сердца четырех»). Потом будет война. В июле 1941 года КИМ освоил массовый выпуск корпусов реактивных снарядов для только что принятых на вооружение реактивных установок залпового огня БМ-13 «Катюша». А в октябре, когда немецкие войска были под Москвой, завод эвакуировали в Свердловск. Там, по решению Государственного комитета обороны, Московский автомобильный завод имени КИМ и танковый завод №37 имени Серго Орджоникидзе объединили в одно предприятие, получившие наименование «Завод №50 Танковой промышленности».
Теперь основная продукция объединенного завода - пятискоростные коробки передач для средних танков Т-34. А на базе законсервированного московского предприятия было решено открыть завод автозапчастей, где выпускались 83 наименования запасных частей к иностранной легковой автомобильной технике, в том числе «Студебеккерам» и «Доджам».
Возродится предприятие в победном мае 1945 года под именем «Московский Завод Малолитражных Автомобилей» - МЗМА. Налаживанию производства отчасти поможет возможность использовать промышленное оборудование побежденной Германии. В действительности оборудование было весьма «потрепано» бомбежками и не могло стать основой грядущего поточного производства. Как бы там ни было, а первый серийный автомобиль модели М-400 (М-400-420) вышел из ворот сборочного цеха завода в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Впереди у завода яркая и богатая событиями жизнь. «Москвич» станет всемирно известным брендом и серьезным конкурентом европейскому автопрому.
Все права защищены © Государственный Военно-Технический музей | 2022
Виртуальные выставки
Виртуальный тур
Главная
История
Купить билет
Контакты
Афиша
Политика конфиденциальности